Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
"Искусство и тайна нашей профессии не только и не столько в том, чтобы двигать персонаж, а в том, чтобы видеть, что внутри этого персонажа", — говорил Федор Савельевич своим ученикам. Сам он старался разглядеть личность в любом герое, будь то пьяный воробей или взбесившаяся подушка. "Даже если персонаж появляется на экране на минуту, для меня это — целая вселенная", — рассказывал Хитрук в фильме "Профессия — аниматор".
![Главный художник студии «Мультфильм» Федор Савельевич Хитрук Главный художник студии «Мультфильм» Федор Савельевич Хитрук](https://cdnn21.img.ria.ru/images/91322/57/913225757_0:0:1657:2000_600x0_80_0_0_30aebadf9da14f465f77bfa9db78ffa4.jpg)
Но ведь для того, чтобы создать вселенную, для того, чтобы внутри игрушечного медведя увидеть не опилки, а богатое философское содержание, внутри льва — радость и любовь, а внутри тихого бухгалтера — социальный протест, наблюдатель должен и сам быть большого таланта личностью.
Многочисленные ученики Хитрука вспоминают, что даже просто постоять рядом с мэтром было очень важно: немедленно в голову приходили гениальные идеи, на язык — остроумные шутки. Такая от него исходила вибрация таланта.
Федор Савельевич говорил, что в основе его профессии лежит ворожба, что не может не сказаться на процессе преподавания. И учил своих учеников, усвоив технологию, немедленно забыть о ней, чтобы не превратиться в Сальери, который "музыку разъял, как труп". Процессы творчества запускаются на интуиции, говорил Хитрук, но работает это только тогда, когда она прочно сидит на ремесле.
![Кадр из мультфильма Винни-Пух, 1969 год. Режиссер - Федор Савельевич Хитрук. Кадр из мультфильма Винни-Пух, 1969 год. Режиссер - Федор Савельевич Хитрук.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/63714/02/637140227_0:0:0:0_600x0_80_0_0_9c894d8b58eb25bfcc17a3db14a9c073.jpg)
Сам Федор Хитрук прошел длинный путь, прежде чем овладеть ремеслом. В 1935 году на Первом Московском кинофестивале он впервые увидел мультфильмы студии Дисней и твердо решил стать мультипликатором. Однако на "Союзмультфильм" он попал далеко не сразу — только через два года ему удалось устроиться стажером.
Федор Хитрук и герои его мультфильмов. Фотолента >>
"Настоящими учителями была вся 41-я комната, где сидели аниматоры, — вспоминал Федор Савельевич в документальном фильме "Профессия-аниматор". — Через плечо приглядывался — вот и вся учеба".
А дальше была война, и на студию Федор Хитрук вернулся только через восемь лет. И проработал на "Союзмультфильме" до 1983 года, 35 лет.
Это он оживил маленького волшебного человечка "Оле-Лукойе" (который сам Хитрук и есть, как утверждает Юрий Норштейн) и "Снежную королеву", и "Красную шапочку" и еще 200 персонажей в 102 фильмах. Он создал целых две сотни вселенных!
![Кадр из мультипликационного фильма Снежная королева Кадр из мультипликационного фильма Снежная королева](https://cdnn21.img.ria.ru/images/54931/25/549312578_0:0:2720:2000_600x0_80_0_0_6e818fb82fb297615f33c5c1f47962a0.jpg)
А свой первый фильм в качестве режиссера снял только в 1961 году — ему к тому времени, между прочим, было уже 44 года. "История одного преступления" — ироничный и очень смешной социальный фельетон про то, как можно из мирного бухгалтера сделать убийцу, был снят на основе личных бытовых переживаний режиссера: дворничиха в доме, где жил Хитрук, купила пластинку Утесова и слушала ее целыми днями напролет.
Еще в процессе работы над фильмом Хитрук взорвал студию — это настолько было не похоже на то, что снимали на "Союзмультфильме" раньше. Все ждали бомбу и получили ее.
"До "Истории одного преступления" на студии царили общие законы, а после стали появляться совсем другие фильмы", — вспоминает Юрий Норштейн.
![Кадр из мультфильма История одного преступления. Кадр из мультфильма История одного преступления.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/63568/58/635685828_0:0:0:0_600x0_80_0_0_1aa8489c2edd8aabe00430187c5acb3e.jpg)
Фактически, с этого фильма началась новая страница истории советской анимации. До этого "Союзмультфильм" был абсолютным клоном "Диснея", выдавая мультфильмы про говорящих зверей и хороших детей. После фильма Хитрука анимация стала жить по законам искусства — на студии стали появляться авторские, эстетские, ироничные, философские произведения.
Федор Савельевич снял еще несколько гениальных мультфильмов для взрослых, например "Фильм, фильм, фильм" или "Дарю тебе звезду" (победивший, кстати, на Каннском фестивале в 1975 году).
Но и детские фильмы, благодаря Хитруку, стали другими: ироничными, философскими, эстетскими, авторскими. Когда Вольфганг Райтерманн, создатель диснеевского "Вини-Пуха", увидел нашего, он признался, что трилогия Хитрука ему нравится больше, чем собственное творение.
![Кадр из мультфильма Медвежонок Винни и его друзья Кадр из мультфильма Медвежонок Винни и его друзья](https://cdnn21.img.ria.ru/images/42472/99/424729939_0:0:0:0_600x0_80_0_0_d95425e3a78f1bdd7dad07e8ff134551.jpg)
Винни-Пух Хитрука и Райтермана: ищем сходства и отличия >>
С 1956-го и вплоть до 2003 года (когда ему уже было 86 лет) Федор Савельевич Хитрук вел преподавательскую деятельность. Сначала обучал студентов на курсах художников-мультипликаторов при киностудии "Союзмультфильм".
С 1980 года преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Учениками Хитрука были оскороносец Александр Петров, Михаил Алдашин, Алексей Туркус, Оксана Черкасова, Алексей Демин и многие другие именитые режиссеры и аниматоры.
Но учениками Хитрука считают себя не только те, кто непосредственно учился на его курсе, но и те, кому довелось работать рядом и даже просто наблюдать за ним.
А те, кому посчастливилось быть его учениками, признают, что самый редкий дар, которым обладал Хитрук — это умение мэтра вдруг превратиться в ученика, стать беззащитным, посочувствовать и понять.
И еще говорят, что даже в 95 лет мэтр никогда не боялся казаться смешным.
Он говорил, что характер любого персонажа складывается из того, как он реагирует на мир. Так вот, герои Хитрука учили нас (да и учат до сих пор) реагировать на мир, как на волшебство и радостное чудо, и видеть в каждом встреченном в жизни персонаже целую вселенную.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции